Реклама от for.ru: Создайте свой Интернет - магазин
for.ru/create/shop/
И размещайте здесь свою рекламу бесплатно.
for.ru/create/shop/

тел. 8-915-537-46-64 эл. почта: vlad270756@mail.ru

 
 

История сметного дела



Становление и развитие cметного нормирования обусловлено необходимостью реryлирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющих их подрядчиками.
В России первый опыт производственноrо нормирования в строительстве
 относится к 1811-1812 rr., коrда были разработаны Урочные реестры по части rражданскоrо строительства и по военным pa

ботам. Эти документы содержали нормы расхода рабочей силы, TpaHC

портных средств и материалов. Впоследствии для уточнения Урочных
реестров проводились нормативные наблюдения и на основе их pe

зультатов, а также статистических данных в 1832 r. был издан общий
нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, про

изводящиеся при крепостях, rосударственных зданиях и rидротехни

ческих сооружениях». 36


rлава 3. Сметное нормирование и система сметных нормативов в строительстве


«Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью ero
уточнения, а rлавным образом, снижения норм. В 1869 r. оно бьшо
утверждено правительством. Нормативноrо документа TaKoro уровня,
реryлирующеrо орrанизацию и экономику строительноrо производства,
на тот момент не имела ни одна страна мира.
После Октябрьской революции в 20
x rодах прошлоrо века было
сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к
новым условиям, а затем проведен коренной ero пересмотр и издан
новый по форме и содержанию нормативный сборник
«Свод произ

водственных строительных норм» (1927
1930 rr.). Однако вследствие
rромоздкости и сложности изложения, наличия множества формул и
использования узкоспециальной терминолоrии он бьш малодоступным
для практическоrо применения.
В связи с этим в 1931 r. были введены в действие Единые нормы
выработки и расценки на строительные работы, разработанные MeToдa

ми техническоrо нормирования и соответствовавшие уровню строитель

Horo производства Toro времени.
В советский период техническое нормирование интенсивно разви

валось как в теоретическом плане, так и в направлении постоянноrо
обновления, дополнения и совершенствования общеrосударственных
(ЕНиР), ведомственных (ВНиР), территориальных (ТНиР) и местных
норм и расценок (МНиР). Под руководством Центральноrо норматив

но
исследовательскоrо бюро rосстроя СССР действовала сеть норматив

но
исследовательских станций (НИС) при крупных строительных Tpec

тах. Последний пересмотр ЕНиР и производственных норм расхода Ma

териалов бьш осуществлен во второй половине 80
x rодов.
С приватизацией предприятий отраслевое управление в сфере произ

водственноrо нормирования, так же как и централизованная разработка
норм и нормативов перестали существовать. Нормирование должно бьшо
стать делом самих предприятий, но большинство из них либо не видят
смысла, либо не имеют возможности заниматься данной работой.
Сметное нормирование выделяется в самостоятельное направление в
начале 30
x roдов прошлоrо века, коrда наряду с производственными HOp

мами появились сметные справочники, а затем сборники укрупненных
сметных норм (СУСН) и укрупненных показателей ресурсов (СУПР).
Коренной пересмотр сметных нормативов бьш проведен в 1955
56 rr:
В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы
(ЗСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они
расчетно
аналитическими методами путем калькулирования расхода pe

сурсов на основе производственных норм (ЕНиР) с использованием
принципов укрупнения и усреднения. Были введены среднерайонные
сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные

 

материалы и конструкции, на пере возки rрузов. На основе элементных
сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых
районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). ДЛЯ
определения стоимости монтажных работ бьши разработаны ценники на
монтаж оборудования. Таким образом, бьша сформирована rосударствен

ная сметно
нормативная база ценообразования в строительстве. В конце
50
x
начале 60
x rодов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разра

ботке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм
(УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на
здания и сооружения (ПРЗС).
По мере техническоrо развития строительства накаПЛИВaJ1СЯ опыт
CMeTHoro нормирования и CMeTHO
нормативная база пересматривалась,
обновлялась и совершенствовалась: в 1965
69 r1:, 1984 1:, 1991 r.

Уникальная по содержанию и объему (более 300 тысяч норм и цен) сметно-нормативная база в составе СНиП IV-84 являлась результатом колоссального опыта сметного нормирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и проектных институтов и могла быть создана только в условиях централизованного планового хозяйства. В то же время она не удовлетворяла интересы строительных организаций. Жестко регламентированные на общесоюзном уровне нормы и цены, разработанные методами усреднения, не позволяли учесть конкретные условия производства работ. Государственная экономическая политика, направленная на ограничение уровня сметной стоимости строительства, стимулировала искусственное занижение сметных затрат: на заработную плату рабочих, на эксплуатацию строительных машин, нормы плановых накоплений и др.

В период либерализации экономики в 90-е годы на смену жесткому государственному регулированию сметного ценообразования в строительстве пришла система свободных (договорных) цен, формируемых совместно заказчиком и подрядчиком. Но чтобы прийти к соглашению о цене, стороны должны руководствоваться единым подходом к определению стоимости строительства. Поэтому и в этих условиях сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет, так и системы сметных нормативов.
Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.
В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.
Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.
Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.
Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).
Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал).
После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).


 

 
Пожаловаться на сайт